| Федеральный закон РФ «Об образовании»Федеральный закон «Об Образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-I [скачать, .doc] определяет основные направления государственной политики в области образования, дает определение системы образования в Росси, разграничивает компетенцию органов управления образованием, описывает экономическую составляющую образовательной системы и определяет социальные гарантии реализации прав граждан на образование.
В статье 33 «Порядок создания и регламентации деятельности образовательного учреждения» определяется порядок создания, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.
Образовательное учреждение создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ГК РФ образовательное учреждение считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Создание образовательных учреждений, урегулировано:
- ГК РФ;
- ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- ст. 11, 13, п. 1-5 ФЗ «Об образовании»;
- отдельными статьями ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
- постановлением Правительства РФ «О едином государственном реестре юридических лиц»;
- постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»
Требование о лицензировании образовательной деятельности установлено п. 6 статьи 33 закона «Об образовании». Лицензирование как особый вид деятельности органов государственной власти представляет собой особую процедуру официального удостоверения права соответствующего субъекта на ведение определенного вида деятельности с соблюдением программ, нормативных требований и стандартов.
Согласно закону, лицензированию не подлежит образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Лицензированию не подлежит также индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.
Лицензирование образовательной деятельности состоит из определенных последовательных стадий:
- возбуждение процедуры лицензирования;
- рассмотрение заявления и других представленных документов;
- экспертиза документов;
- принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии;
- выдача (отказ в выдаче) лицензии;
- обжалование решения об отказе в выдаче лицензии;
- контроль за соблюдением лицензионных требований;
- переоформление лицензии;
- приостановление или возобновление действия лицензии;
- аннулирование лицензии.
Решение о выдаче лицензии принимается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии и оформляется соответствующим документом. Расходы, связанные с проведением экспертизы и изготовлением бланка лицензии, оплачиваются соискателем лицензии. Размер платы за экспертизу, платы за лицензию определяется с учетом прямых затрат на проведение экспертизы, изготовление бланка лицензии, косвенных (накладных) расходов на обеспечение указанной деятельности, а также налогов и сборов, производимых в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.
Основанием для отказа в выдаче лицензии является:
- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
- отрицательное заключение экспертной комиссии, установившей несоответствие условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям и их среднестатистическим показателям для территории, на которой он зарегистрирован.
Уведомление об отказе в выдаче лицензии с указанием причин отказа направляется соискателю лицензии в письменной форме в 3-дневный срок со дня принятия лицензирующим органом соответствующего решения. Отрицательное заключение по результатам экспертизы и отказ в выдаче лицензии могут быть обжалованы в суде.
Лицензирующие органы имеют право осуществлять контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований, в частности:
- проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
- запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
- составлять по результатам проверок акты с указанием конкретных нарушений;
- выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения.
Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии полностью или по отдельным образовательным программам, указанным в приложении к лицензии. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае если лицензиат не устранил в срок указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Об устранении нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензиат в письменной форме информирует лицензирующий орган и представляет соответствующие документы. Лицензирующий орган обязан в этом случае в недельный срок принять решение о возобновлении действия лицензии и известить об этом в письменной форме лицензиата, его учредителя и налоговый орган по месту нахождения лицензиата.
Кроме механизма лицензирования в законе «Об образовании» рассмотрен порядок аккредитации образовательного учреждения. Согласно закону, государственная аккредитация образовательного учреждения призвана обеспечить доверие потребителя образовательных услуг и государства к образовательной деятельности аккредитованного образовательного учреждения. Кроме того, с помощью государственной аккредитации образовательных учреждений государство создает единую систему оценки условий, содержания и результатов их деятельности, обязательную для государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений. Государственная аккредитация предоставляет образовательному учреждению и обучающимся в нем лицам ряд определенных привилегий, например, право на выдачу документов государственного образца и право обучающихся на отсрочку от призыва на военную службу. Подробнее о государственной аккредитации Вы можете прочитать на нашем сайте в разделе «Процедура». |